Мониторинговая станция радиоохраны, оборудование безопасности, продажа и установка сигнализации
Статьи и материалы по безопасности
Меню сайта

Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Форма входа
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Подключены ли Вы к "Пультовой охране"
Всего ответов: 30


Приветствую Вас, Гость · RSS 14.12.2017, 09:27

Главная » 2010 » Февраль » 7 » Как доказать, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности
Как доказать, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности
08:38
Специалисты ЗАО «Инжиниринговая Компания»
Сергей Каленик, к.т.н.

Андрей Куянов, к.т.н.,
эксперт по независимой оценке рисков

Станислав Жаров,
к.т.н., доцент, эксперт по независимой оценке рисков

при участии
Вадима Малинина, директора ООО «Линия безопасности»

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

С введением в действие Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1] кардинально изменился подход к мерам по обеспечению пожарной безопасности людей на объектах капитального строительства. За последние 10 лет предписания инспекторов ГПН стали настолько привычными, что устранения нарушений могли выполняться годами, от чего безопасность на объектах не повышалась. К тому же, если учесть тот факт, что на каждого инспектора ГПН в России, исходя из общего количества объектов, приходилось по 200-300 объектов в год, то косвенно можно судить о качестве выявления нарушений и, соответственно, о состоянии пожарной безопасности на каждом конкретном объекте.

6 августа 2009 года из-за сильного пожара в новом 27-этажном жилом доме на улице Ивана Бабушкина на юго-западе Москвы выгорели 10 верхних этажей жилой новостройки. Этот инцидент показал, насколько опасным может быть огонь в высотных зданиях при недостаточном контроле над застройщиками, допускающими применение строительных материалов, не соответствующих требованиям нормативных документов.

Жилой дом еще не был заселен. Из дома были эвакуированы 28 человек, никто из них не пострадал. Огонь охватил площадь 200 м2. Горели облицовочные панели и оконные рамы с 16-го по 27-й этажи. В ликвидации пожара участвовали 10 пожарных расчетов.

13 августа 2009 года пожарные ликвидировали возгорание в 17-этажном жилом доме на юге Москвы по адресу: улица Липецкая, дом 7, корпус 1, где загорелись четыре балкона с 6-го по 9-й этажи, пострадавших нет. Возгорание площадью 30 м2 ликвидировано силами 15 пожарных расчетов.

События 6 и 13 августа достаточно наглядно описывают состояние пожарной безопасности объектов жилого строительства. Следует отметить, что этого можно было избежать, проведя независимый дополнительный контроль, который был впервые утвержден как один из видов подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности в статье 144 Технического регламента [1].

Начиная с 1 мая 2009 года, термин «уровень пожарной безопасности» и понятие «соответствие объекта требованиям пожарной безопасности» стали наиболее значимы для собственников объектов. По мысли законодателя, вся ответственность за возникновение угрозы жизни и здоровью людей теперь перекладывается на собственника объекта. Основа для введения обязательного страхования уже начала формироваться путем декларирования состояния пожарной безопасности на объекте, которое должно быть выполнено собственниками для большей части объектов капитального строительства до 1 мая 2010 года.

В новом Федеральном законе [1] приводятся конечные параметры противопожарных систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров безопасности теперь могут выбираться самостоятельно, и собственник может доказать это с помощью проведенного расчета пожарного риска.

Идя навстречу бизнесу, законодатель предусмотрел и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

В итоге доказательством того, что объект соответствует требованиям пожарной безопасности, может служить реализация одного из двух вариантов.

Первый вариант. Соблюдены все требования Технического регламента [1] и проведен расчет пожарного риска, посредством которого доказано, что риск не превышает 10–6 (10–4).

При этом следует учитывать, что система обеспечения пожарной безопасности — это не только технические, но и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты, которые собственник объекта обязан принять, чтобы объект защиты соответствовал требованиям Технического регламента [1].

Второй вариант. Выполнены все требования Технического регламента [1], сводов правил и национальных стандартов, носящих рекомендательный характер.

Поэтому в 3 части статьи 6 Технического регламента [1] сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом [1], и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Следует также отметить, что, в соответствии с Материалами селекторного совещания МЧС России от 11 июня 2009 года [2] по вопросу применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [1], за нарушение его требований на сегодня привлекать к административной ответственности надзорные органы не имеют право. Поэтому сейчас возможно составлять протоколы только за нарушения тех нормативных правовых актов, которые действуют в рамках 151 статьи Технического регламента [1] (в части, не противоречащей Техническому регламенту [1]).

Декларация пожарной безопасности

Форма декларации и порядок ее регистрации установлены приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» [3], который прошел регистрацию в Минюсте России. В соответствии с ним, в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению на том или ином объекте.

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в обязательном порядке в отношении объектов капитального строительства, для которых предусмотрено проведение государственной экспертизы.

При этом декларация может составляться как в целом на объект, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В декларации отражаются результаты оценки пожарного риска объекта, если расчет такого риска проводился. В частности, указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Во втором разделе декларации приводятся результаты оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. При наличии документов страхования объекта вместо результатов оценки могут быть указаны их реквизиты.

В последней части декларации указывается перечень тех регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте.

Декларация разрабатывается собственником объекта или лицом, владеющим им на законном основании.

Декларация на проектируемый объект составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

Для построенных объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента [1], декларация предоставляется не позднее одного года после вступления его в силу, т.е. декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года (табл. 1).

Декларация подлежит регистрации в территориальном отделе органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Разработчик декларации несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение 5 рабочих дней. В случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию в перечне деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию разработчику с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

В течение 3 рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес собственника объекта защиты, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

При подаче декларации в Службу государственного строительного надзора перед вводом объекта в эксплуатацию декларация также подлежит регистрации в территориальном отделе органа МЧС России.

Декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности. Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях.

Формы подтверждения соответствия

Согласно положениям Технического регламента [1], для объектов капитального строительства приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия.

Первый способ, традиционный, — осуществление государственным пожарным надзором проверки объекта, выявление техических нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний.

Вторая форма подтверждения соответствия — независимая оценка пожарного риска (НОР) или аудит пожарной безопасности.

Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным общедоступным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.

Независимая оценка риска — это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией, по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Порядок проведения независимой оценки пожарного риска регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» [4].

П. 25 приказа МЧС России от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» [5] гласит, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков органами пожарного надзора, мероприятия по контролю не планируются. Это положение особенно актуально с учетом того, что заключение о независимой оценке риска выдается на 3 года.

Методики определения расчетных величин пожарного риска

Приказ МЧС РФ от 20 ноября 2007 года № 607 «Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» [6] установил требования к организациям и порядок их аккредитации для выполнения работ по независимой оценке рисков.

Свидетельство об аккредитации выдается на срок до 5 лет (при первичной аккредитации на 1 год) и регистрируется в реестре в установленном порядке. Перечень аккредитованных организаций доступен для ознакомления на официальном сайте ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России».

В настоящее время достаточно большое количество организаций получили аккредитацию в этой сфере деятельности, но фактически пока еще они не работают. С большой долей вероятности это можно объяснить тем, что на момент подготовки данного материала к публикации на официальных сайтах МЧС России нет ни одной утвержденной методики.

В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31 марта 2009 года «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» [7], определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

В настоящее время разработаны и проходят установленную процедуру обсуждения, в том числе и на наличие коррупционной составляющей, следующие методики:

1. «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4)», утверждена Приказом МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» [8].

2. «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» — не утверждена.

До того момента, как будут утверждены и введены в действие указанные методики, Технический регламент [1], в соответствии со статьей 151, не запрещает использовать методики, существующие в нормативных документах, разработанных до вступления в силу Технического регламента [1]. К таким документам относится изложенный в ГОСТ 12.1.004-91* [9], Приложение 2, «Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей». В данном методе установлен порядок расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей, вероятность воздействия опасных факторов пожара на людей, а также обоснование требований к эффективности систем обеспечения пожарной безопасности.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Материалы селекторного совещания МЧС России от 11 июня 2009 года по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».
4. Постановление Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
5. Приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 года № 517 «Об утверждении Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности».
6. Приказ МЧС РФ от 20 ноября 2007 года № 607 «Об утверждении порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности».
7. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
8. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

9. ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования».

Просмотров: 977 | Добавил: Владислав | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Используются технологии uCoz